Т.К.Клименко, председатель Комитета общего,
профессионального образования, науки и
молодёжной политики( 2001 -2008гг.), член правления ЗКПС
Год работы областного попечительского совета — значимое событие, которое в корне изменит отношение забайкальского общества к образованию и в целом воспитанию. Действительно, попечительство проверено временем и опытом многих предшествующих поколений и многих лучших педагогических коллективов. Попечительские советы в современных условиях могут стать катализаторами утверждения гражданской позиции в обществе. Школа, любое образовательное учреждение сегодня являются точкой пересечения прошлого, настоящего и будущего страны, интересов личности и общества, семьи и государства. Это отсчет, с которого и должно начаться новое движение общества к новому уровню демократии.
Попечительство — это термин, который имеет много других смысловых значений, таких, как меценатство, филантропия, спонсорство, благотворительность. Но не зря, очевидно, понятие «попечительство” стало наиболее значимым и наиболее смыслонесущим. Потому, что отличается от всех остальных тем, что несет ответственность не только за материальную сторону жизни, но, и за образовательную политику, за цель образования. Под попечительским движением понимается движение, которое обеспечивает широкое участие общественности в учебно-воспитательном процессе, привлечение интеллектуального потенциала общества и развитие базы образования.
Из истории
Начало нового тысячелетия, нового века характеризуется очень широким развитием попечительского движения. Однако, хотелось бы немного заглянуть в его историю. Попечительство и благотворительность в сфере образования в России имеет богатейшие исторические традиции. Зарождение попечительской деятельности государства, направленное на развитие народного образования, восходит ко времени коренных реформ первой четверти XIX века. Однако, спорадические проявления этого движения уже предшествовали веку Петра I.
Особенно широкий размах попечительство получило во второй половине XIX века. Анализ феномена «благотворительность» показывает колоссальную динамику роста и распространения благотворительных обществ в России. Была создана государственная система патронирования образовательных учреждений, в которую входили как попечители по должности, так и общественные попечительские советы, и отдельные попечители. Таким образом, понятие «попечительство» в деле народного просвещения можно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, попечительство как государственная служба, во-вторых, как благотворительность, опека над нуждающимися. С 1803 года Указом Александра I Россия была разделена на 6 округов, в которых были назначены попечители этих учебных округов. Попечителям вменялась в обязанность забота о развитии народного просвещения. В связи с этим хотелось бы вспомнить один исторический документ, в котором говорится о том, чтобы каждое учебное заведение устанавливало права и обязанности попечительского совета. В них входили: содействие успешному приобретению учениками познаний по предметам, пополнение библиотек и попечение об изыскании всех способов к увеличению денежных и материальных средств, изыскание средств к устройству общих ученических квартир, вспоможение бедным ученикам, содействие к определению окончивших курс обучения к занятиям, соответствующим их подготовке, наблюдение за исправностью материальной части учебного заведения, ежегодная проверка его имущественного инвентаря, предварительное рассмотрение годовых смет и отчетов о доходах учебного заведения и представления по ним заключения начальству. Также составление по хозяйственной части правил и инструкций, определение жалования начальнику, директору учебного заведения, прочим должностным лицам, освобождение от оплаты за обучение малоимущих учеников, представительство перед городской Думой о нуждах учебного заведения. Все эти правила, которые устанавливал для себя попечительский совет еще в дореволюционной России, с успехом можно применять и в наше современное время.
Однако стоит остановиться и на ближайшей истории: развитие советского государства в целом создало свою систему, благодаря которой и развивалась система образования. В этой системе было такое явление, как «шефство». Оно не называлось впрямую попечительством, но было очень устойчивым и продуктивным и оказало значительную роль и влияние на развитие образовательных учреждений.
Начало попечительского движения в обновленной России можно отнести к 1989 году, когда появились первые современные документы о
развитии системы образования, начиная с его концепции. Уже в 1989 году в нашей области начинает действовать попечительский совет Шерловогорского детского дома, который был инициирован Юрием Борисовичем Уцыным и который тогда оказал огромное влияние на жизнь этого учебного заведения. Это единственная территория в нашей области, где это движение получило наибольший размах, причем в концептуально оформленном виде и состоянии. Этой деятельностью — попечительской и благотворительной — занимаются у нас в Читинской области многие предприятия, руководители, депутаты областной и Государственной Дум. Но в такой форме, как это оформилось в Шерловой Горе, на территории Читинской области пока еще не было. Сегодня мы имеем целостное представление об этом опыте, на основании его они и выступили инициаторами организации областного попечительского Совета. Благодаря опыту этой территории, мы в 2004 году провели августовское совещание МОУО в г. Борзе. Там подробно рассмотрели, как функционирует попечительское движение у них.
Особую историю попечительство имеет в Читинской области. У нас глубокие исторические корни, которые заложили еще декабристы. Пребывая на территории Забайкалья, они заботились о малоимущих и нищих, создавали свои школы, которые, к сожалению, до сих пор не нашли своих исследователей. Мы с вами являемся наследниками уникального социокультурного опыта, который у нас имел свою специфику. Возрождая сегодня эти идеи, мы ощущаем, как прошлое оказывает на нас влияние.
Настоящее
В целом попечительское движение в Забайкалье по всем территориям стало активно развиваться примерно с 1997 года. К примеру, в начале 90-х годов читинские городские школы очень много занимались созданием советов школ. Огромную работу в этом плане проводила школа № 9 г. Читы, школа новая, инновационно-направленная. Сегодня их попечительский совет по-прежнему существует и по-прежнему называется «Совет за возрождение образования”, и проводит работу по нормальному функционированию этой самой большой школы.
Прообразом совета в Чернышевском районе стал созданный в 1997 году районный фонд развития образования. До периода полного прекращения финансирования, фонд оказывал влияние на развитие образовательных учреждений, оказание помощи в выборе направления развития.
В настоящее время попечительские советы созданы почти во всех муниципальных детских домах, их возглавляют руководители сельских территориальных образований. Значительная помощь оказывается Нерчинскому детскому дому председателем его совета Аксеновым Иваном Павловичем. Определенный опыт работы накоплен попечительским советом Архангельской средней школы Красночикойского района, возглавляемый главой сельского округа Закержановой Зинаидой Григорьевной. В Забайкальском, Могочинском, Чернышевском, Шилкинском, Ононском районах в образовательных учреждениях советы созданы, но координация их деятельности на районном уровне пока ещё осуществляется очень слабо. Интересный опыт работы с родительской общественностью накоплен в Ононском районе: проводятся районные родительские собрания и конференции, существует страничка в районной газете, которая позволяет сделать родителей помощниками и соучастниками образовательного процесса. В целом, сегодня у нас есть подробные статистики существования и развития попечительских советов.110 попечительских советов на сегодняшний день функционируют в образовательных учреждениях всех уровней.
И попечительство двуглаво
С одной стороны, попечительство — организованная деятельность специально созданного органа, с другой, — это индивидуальная помощь и участие просто настоящих граждан нашего Забайкалья, людей, которые действительно заботятся о существовании и развитии системы образования. Таких, как, например Головин Валерий Федорович, руководитель горнохимического комбината г. Краснокаменска. Он закрепил каждое подразделение комбината за образовательным учреждением и осуществляет огромную материальную, моральную и всяческую помощь каждому образовательному учреждению. Большую помощь в этом плане осуществлял бывший глава муниципального образования, ныне депутат Государственной Думы Юрий Васильевич Лосский, особенно крепкие связи школ с предприятиями были установлены с его приходом. Благодарны сегодня краснокаменцы Трубилину Валерию Егоровичу, депутату областной Думы, директору разреза «Уртуйский», который по первому зову оказывает первую помощь своим подшефным школам и детским садам. Руководители предприятий входят в состав советов школ, и в Краснокаменске развивается своя особенная система движения. Ныне там уже создан районный попечительский совет.
И в других районах многие предприятия, граждане, руководители предприятий оказывают огромную помощь областным муниципальным детским домам и школам- интернатам. П оказателен пример могочинцев в отношении к своему коррекционному детскому дому, где живут дети, имеющие проблемы в развитии. Хотелось бы отметить депутата областной Думы Сердюка Владимира Федоровича, начальника ОМДП 9 и весь коллектив этого предприятия. Владимир Федорович заботится о каждой конкретной семье потому, что Могочинский детский дом существует по семейному типу. И многие предприятия стали шефами и помощниками конкретных семей, и каждой семье оказывается значительная материальная помощь. Особая благодарность начальнику локомотивного депо Максимову Максиму Валерьевичу, Дмитриеву Валерию Леонидовичу, начальнику ЖЧ Толстошееву Николаю Егоровичу, начальнику вагонного депо Ксенофонтову Сергею Викторовичу и начальнику транспортной автобазы Никонову Виктору Григорьевичу. Благодарность за то, что они помогают социальной адаптации выпускников. Мы можем содержать, воспитывать, одевать, но когда завершается срок пребывания в детском доме, встраивание детей в социум — это самая тяжелая задача. Они к этому должны быть готовы психологически и материально, а общество и государство должны создать для этого определенные условия. Так вот, в Могоче созданы такие условия. На сегодняшний день 13 выпускников этого детского дома трудоустроены на различных подразделениях Забайкальской железной дороги. Руководители обеспечивают их жильем, помогают освоить профессию, в целом встать на ноги. Это ли не гражданская позиция сегодня!
Хотелось бы сказать спасибо и общественным организациям. Например, в последние месяцы нас просто поразила деятельность «Ротари – клуба», который выделил 775 тысяч рублей для приобретения автобуса, оборудования для кабинетов швейного, столярного, слесарного дела, спортивного инвентаря и светозвуковой техники для коррекционной школы-интерната г. Читы, которая находится в районе школы № 17. Это истинный пример уже не попечительства, а широкого меценатства.
Точно также у нас есть школы для детей-инвалидов, которые нуждаются в особенной аппаратуре, например, слабослышащие и неслышащие дети, получить которую чрезвычайно сложно. Поэтому хотелось бы поблагодарить управляющего отделением Сбербанка России Мамрука Василия Егоровича, которые приобрели и передали большой перечень видео, аудио и специальной аппаратуры для этого дома, директора ТЭЦ-2 Алферова Владимира Геннадьевича, который помог в усилении материальной базы, ЗАО «Читинские ключи», которое оказывает помощь детскому дому № 1 г. Читы, различные частные предприятия — например, ЧП Полякова, АО «Электросвязь» и т. д.
Помощь реальна
Когда мы подсчитали, сколько оказано материальной помощи, то оказалось, что только одному детскому дому № 1 досталось около миллиона рублей, а общая цифра помощи детским домам — почти три миллиона рублей. Однако синдром «жизни с протянутой рукой» у наших руководителей учреждений в определенной степени остался потому, что лишь недавно бюджетное финансирование претерпело значительное изменение в положительную сторону. И многие проблемы, которые существовали остро и тяжело решались, сегодня решаются через систему бюджетного финансирования. Потому попечительство и меценатство для данных учреждений нуждаются в разрешении проблем, связанных с их дальнейшим развитием. Деятельность наших попечителей была оценена и Сибирским межрегиональным отделением Фонда «Сибирское соглашение», которым принято решение по итогам 2002 года за поддержку детских интернатных учреждений внести в Книгу почёта, которая существует на уровне Сибирского федерального округа, фамилию генерального директора ОАО «Читинская угольная компания» Юрия Борисовича Уцына.
Таким образом, на сегодняшний день определен идеальный портрет попечителя — очень авторитетный, успешный, известный и очень влиятельный человек. Его знают не только взрослые, но и дети. Это человек, к которому прислушиваются власть и простые граждане.
Создана нормативно-правовая база
К настоящему времени создана и первичная нормативно-правовая база, на основе чего должна существовать попечительская деятельность. В основу ее положен ряд документов: Гражданский кодекс РФ часть 1, глава 4, п.5; Федеральный закон от 1996г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», статья «Управление государственными муниципальными образовательными учреждениями»; Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Указ Президента РФ от августа 1999 г. «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений”; Примерное положение о попечительском совете в государственном муниципальном общеобразовательном учреждении, изданное Министерством образования РФ. По данным Министерства образования РФ, на начало нынешнего учебного года зарегистрировано 14763 школьных попечительских совета. И если учесть, что в стране 64508 школ, то официально уже каждая пятая школа обзавелась попечительским советом.
Попечительство как форма общественного движения
Итак, попечение — форма общественного движения. Сегодня можно говорить о двух его уровнях. Во- первых, это уровень попечительского совета как партнера администрации учреждения в хозяйствовании, во-вторых, возрождение попечительского движения через гражданские объединения попечителей либо через союзы, ассоциации, лиги. Смысл общественного союза не в объединении организаций, а в объединении самих граждан. В чем же особенность их деятельности? Попечительский совет учреждения имеет собственные задачи, которые триедины: образовательная программа учреждения, решение кадровых вопросов, утверждение бюджета учреждения. Мы к этому только лишь движемся, и в наших условиях Забайкалья здесь предстоит еще много работать.
Обращаясь ко второй фазе развития попечительского движения, хотелось бы отметить, что государственность, народность и профессионализм — это три главных условия устойчивого развития школы в 21 веке. И в этом смысле учредитель несет идеи государственности. Попечительский совет несет идеи народности, гражданственности, а педагогический совет школы — это носитель идеи профессионализма педагогической деятельности. И когда эти три силы соединяют свои усилия в общем деле достойного вхождения школы в современное общество, это дает наибольший эффект. Сегодня уже определились принципы, которыми руководствуются попечительские советы. Это, прежде всего, принцип гражданственности, содействующий развитию общественного самоуправления в жизнедеятельности школ, соборности — основанный на признании равноценности и комплементарное™ трех начал в управлении деятельностью школ, державности т.е. государственности, народности и профессионализма. Проводниками этих принципов должны быть учредитель, попечительский совет и педагогический совет школы. А также принцип инновационности, поддержка проектов обновления школы, принцип гуманности, обеспечивающий восстановление, сохранение, совершенствование и защиту физического, психического и нравственного здоровья детей. Принцип здравого смысла, как регулятора принимаемых решений, приоритетность в распределении наличного ресурса по наиболее важным перспективным направлениям школьной жизни. Принцип гармоничности в обустройстве школы, внесение лада, любви, порядка в хаос школьной жизни, соблюдение чувства меры в выстраивании архитектоники школьного бытия. И, наконец, креативность принимаемых решений, уход от примитивных шаблонов попечительства. Сегодня вот эти принципы в каждой территории дополняются своими собственными. Так, например, наши якутские соседи, на которых мы сегодня ориентируемся, на их опыт, они дополнили еще также принципом коллегиальности, гласности и открытости деятельности. И действительно, сколько средств в учебном заведении, на что они потрачены — об этом должен знать каждый учитель, каждый ученик и каждый член этого большого коллектива. Каждый совет состоит из конкретных его участников, и существуют принципы их деятельности — это добровольность, законность, свобода выбора получателя помощи, принцип духовной ценности, сострадания, милосердия и бескорыстия.
Современное развитие попечительского движения определило главные задачи попечительского совета.
Попечительский совет:
1. Содействует организации и совершенствованию образовательного процесса, привлекает внебюджетные средства для организации и развития;
2. Определяет направления, формы, размер и порядок использования внебюджетных средств общеобразовательного учреждения, в том числе на оказание помощи обучающимся из малообеспеченных семей и обучающимся сиротам, на поддержку и стимулирование одаренных обучающихся;
3. Осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных, а также внебюджетных средств администрацией общеобразовательного учреждения;
4. Вносит в случае необходимости предложение учредителю (учредителям) о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения;
5. Рассматривает проект договора общеобразовательного учреждения с учредителем (учредителями), дает предложение о внесении в него изменений и дополнений;
6.Вносит на рассмотрение общего собрания общеобразовательного учреждения предложения об изменении и дополнении Устава общеобразовательного учреждения;
7. Дает рекомендации об изменении и дополнении документов общеобразовательного учреждения, регламентирующих организацию образовательного процесса;
8. Утверждает форму договора общеобразовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся по оказанию дополнительных, в том числе платных образовательных услуг;
9. Принимает по представлению педагогического совета образовательную программу (образовательные программы) общеобразовательного учреждения;
10. Устанавливает профили профессиональной подготовки;
11. Участвует в определении профилей обучения на третей ступени общего образования;
12. Определяет перечень факультативных курсов и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением;
13. Заслушивает отчеты о работе руководителя общеобразовательного учреждения, а при необходимости — его заместителей, педагогических работников;
14. Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников общеобразовательного учреждения;
15. Содействует совершенствованию материально-технической базы общеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и территорий.
16. Дает рекомендации администрации общеобразовательного учреждения по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания обучающихся в образовательном учреждении, в том числе по укреплению их здоровья и организации питания;
17. Устанавливает необходимость и вид ученической формы;
18. Вносит предложения учредителю (учредителям) общеобразовательного учреждения по совершенствованию его деятельности и управлению им, рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом общеобразовательного учреждения.
* * *
Гражданское общество заинтересовано в том, чтобы школа реально готовила к социальной жизни активных граждан, не ограничиваясь декларативным заявлением об этом. А для этого школе нужен конкретный заказчик в лице попечительского совета, способный воплотить эту идею в жизнь.
Значимость попечительского совета в сфере образовательных услуг как реального заказчика определяется его авторитетом, властью и финансовыми возможностями. В идеале эти составляющие должны быть не менее значимы для школы, чем у субъектов, отстаивающих интересы государства.